Страница учителя-дефектолога

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

   Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух.

       Ниже вашему вниманию предлагаются игры по развитию слухового внимания.

 

«Отгадай, что звучит?»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

 

«Найди игрушку»

Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, погремушка, колокольчик, хлопки в ладоши). Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется от неё – тихо.

 

«Кто играл в барабан?»

Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

 

«Солнышко дождик»

Взрослый говорить ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорить, что пошёл дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему и спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 

 

«Разговор шёпотом»

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).

 

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок дожжен не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук.

 

«Угадай, кто кричит?»

Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости.

 

«Угадай части тела»

Взрослый спрашивает: Где же наши ручки?

Ребёнок показывает ручки и отвечает: Вот наши ручки (хлопает в ладоши).

Взрослый спрашивает: Где же наши ножки?

Ребёнок отвечает: Вот наши ножки (топает ножками).

Взрослый спрашивает: Где же наши губки?

Ребёнок отвечает: Вот наши губки (изображает поцелуй).

Взрослый спрашивает: Где же наш носик?

Ребёнок отвечает: Вот наш носик (нюхает носиком).

Затем ребёнок отворачивается, о взрослый то хлопает руками, то топает ногами, то изображает поцелуй, то нюхает. Ребёнок  слушает и показывает, что делал взрослый.

 

свернуть

Памятки для родителей по "Подготовке к обучению грамоте"

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Памятки для родителей

Как развивать речь малыша

«Кто такие дети с трудностями в обучении?»

«Трудности в обучении» – это пограничная форма между нормальным интеллектуальным развитием ребенка и его качественно сниженным развитием, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

«Трудности в обучении» проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. «Трудности в обучении» поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.

      Характерные особенности детей с трудностями в обучении:

  • Снижение работоспособности
  • Повышенная истощаемость
  • Неустойчивое внимание
  • Недостаточность произвольной памяти
  • Отставание в развитии мышления
  • Дефекты звукопроизношения
  • Бедный словарный запас слов
  •  Ограниченный запас общих сведений и представлений
  • Своеобразное поведение
  • Низкий навык самоконтроля
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

При работе с детьми с трудностями в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогического воздействия:

  1. Индивидуальный подход
  2. Предотвращение наступления утомляемости
  3. Активизация познавательной деятельности
  4. Проведение подготовительных занятий
  5. Обогащение знаниями об окружающем мире
  6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
  7. Проявление педагогического такта

Если ребёнок не будет посещать специальные занятия, то, возможно, у него появятся:

  • Отрицательное отношение к учёбе;
  • Неусвоение учебной программы;
  • Пропуски уроков;
  • Психозы;
  • Агрессивное состояние.

       Рекомендации:

- Помогайте расширять кругозор детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.

- Следите за здоровьем детей, не позволяйте водить заболевших детей в детский сад до полного выздоровления.

- Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

- Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

- Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

- Занимайтесь разносторонним развитием ребёнка – дети очень любят выступать, петь, рисовать.

Литература:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. Лебединской К.С./ - М.: Педагогика, 1982.
  2. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. /Под ред. Лубовского В.И. Цыпиной Н.А./ - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
  3. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Власовой Т.А. Лубовского В.И. Цыпиной Н.А./ - М.: Педагогика, 1984.

 

                                                                                                      Подготовила учитель-дефектолог

                                                                                                      Мячина Виктория Сергеевна

 

 

свернуть